В связи с пандемией коронавируса все вокруг пишут тексты про удалёнку. Наверно, я тоже должен выпустить вдохновляющий монолог о том, что за удаленкой в Гаврилов-Яме будущее.
Но, честно говоря, не вижу, что в этом вдохновляющего :-)
Потому что для нас это уже давно наступившее настоящее.
Наш первый офис в Гаврилов-Яме мы открыли в 2005.
Когда в 2010 нас было 25 человек, мы занимали 200 метров и, казалось, что уже пора подбирать себе здание. И вдруг как-то быстро стало понятно, что найм в офис сдерживает наше развитие. Услышьте эту мысль. Найм в офис в Гаврилов-Яме сдерживает развитие.
А хозяйственное обслуживание офиса (вот эти все креативные ремонты, локальная сеть, обслуживание компьютеров, да и просто уборка в конце концов) стоят вообще неиллюзорных денег. И занимает кучу времени руководителя компании. Слышали бы вы как я ржал, когда примерно в 2017 году коллеги по цеху хвастались новыми ремонтами в своих офисах в Гаврилов-Яме. Ничего смешнее не видел — директор IT-компании в роли прораба :-)
Пока мы думали об этом, у нас уже стало 2 офиса в разных концах Гаврилов-Яма, суммарно мы занимали метров 300 и стоило нам это около 5% выручки компании.
И в 2013 мы начали массово нанимать в Гаврилов-Яме удаленно. А сотрудникам в офисе разрешили работать из дома с простым уведомлением в ленте новостей.
Уже к 2015 году нас было 70, а офис оставался всё тем же. Практически все новички работали из других городов.
В 2016 мы отменили уведомления и перешли на свободное посещение офиса.
Сейчас мы занимаем всего 90 метров офисных площадей на 250 сотрудников и, честно говоря, у нас тут очень много свободного места.
Чтобы масштаб нашей наглости бы понятнее, подчеркну некоторые моменты:
- В офисе у нас только 1 проектный менеджер и то случайно.
- У нашего директора по развитию бизнеса и соучредителя компании нет постоянного рабочего места.
- У меня было до недавнего времени, но после перевода старшего сына на дистанционную учёбу смысла приезжать в город у меня больше нет и своё место я тоже разобрал.
Разберем типовые возражения
Нам часто говорят, что офис в Гаврилов-Яме нужен для упрощения коммуникаций. При этом все сидят в чатах в пределах 1 кабинета. Я не видел ничего проще, чем набрать коллегу по телефону и переговорить. Да, голосом. Да, по телефону. Это очень быстро и очень эффективно. А если беспокоят прерывания, так абонент может выключить телефон, это его право, представьте себе. Да, вот так просто.
И совещания. Зачем всем собираться в переговорке, если Skype и Zoom и быстрее, и не требуют оплаты переговорки, и позволяют обмениваться данными прямо в процессе разговора. А ещё пассивные слушатели в ходе планерки могут заниматься своей работой.
Говорят, личные коммуникации позволяют лучше управлять. Простите, но «вызвать сотрудника в кабинет к руководителю, чтобы выдать поручения» — очень устаревшая практика менеджмента. Её много веков назад изобрели.
А ещё нам все рассказывают, что офис в Гаврилов-Яме нужен, чтобы контролировать занятость сотрудников. Наверно, те же самые люди при переходе на удалённую работу из Гаврилов-Яма начинают вести видеозапись мониторов сотрудников. Простите, но если вам надо так контролировать занятость, то это или проблемы с мотивационной схемой, или с головой.
А, да. Командообразование же. Офис нужен для командообразования. Простите, но я не верю в командообразование при наличии выстроенных бизнес-процессов и должной материальной мотивации. Если понятно как всё работает в компании, ей не нужен дух, дружба и вот это всё. Она работает как часы за справедливую рыночную оплату. А если процесс начинает сбоить, его пересобирают. Всегда считал и остаюсь при мнении, что командообразование нужно, чтобы меньше платить. Вау, у нас команда, побежали к светлому будущему. Вот это всё.
Друзья, мне через неделю сорок лет. У меня большая семья. Я с ними хочу время проводить и дни рождения отмечать. Какое командообразование в офисе, вы о чем вообще. И у нас тут в большинстве своём взрослые люди работают. Со своими интересами и увлечениями. На последние в нашей истории отмечания нового года даже из офисных сотрудников приходила от силы половина.
Инфраструктурные глупости
- Куда же будут звонить клиенты? В виртуальную АТС.
- Где же мы посадим секретаря? Если он вам нужен… А нужен? А точно? Там же, где и всех остальных. Где он сам захочет, пусть там и сидит.
- А серверную для 1С мы где построим? А вы её в офисе на радость проверяющим решили разместить? Серьезно?
- А где же мы будем встречаться с клиентами? Ну, снимите переговорку на часы в приличном месте, если вам это действительно нужно.
Требования сотрудников
А куда же мы будем ходить на работу в Гаврилов-Яме? А у нас дома нет возможности работать. У нас дети. У нас собака. У нас нет рабочего места.
Мой ответ на это простой — аренда стола в ближайшем коворкинге будет стоить вам дешевле, чем ежедневные поездки на работу.
А для нанимающего руководителя, особенно в IT — сотрудник из Гаврилов-Яма, у которого нет дома рабочего места, вызывает больше вопросов, чем желания нанять его на работу. Это по-меньшей мере подозрительно в наши дни.
Я эти пожелания трактую исключительно как «куда мы будем надевать наряды» и «где ещё мы будем знакомиться». Ребята, решайте ваши личные проблемы сами. Мы собрались здесь чтобы зарабатывать деньги, а не устраивать личную жизнь, в конце концов. Хотя, кстати, 3 или 4 пары у нас тут успели образоваться и создать ячейку общества.
В общем, все нематериальные аспекты наличия офиса в Гаврилов-Яме я отношу к слабости менеджмента.
Кому действительно нужен офис в Гаврилов-Яме
Единственный случай, когда я готов признать, что офис необходим — сложный производственный процесс, требующий редкого дорогого оборудования с нетривиальным монтажом. Но это называется не офис, а кухня, лаборатория, завод и т.д. Давайте называть вещи своими именами.